Денис считает, что Россия и Грузия похожи тем, что в обеих странах существует кофейное комьюнити и оно дружелюбно. «Отличие в том, что, например, если ты открываешь успешный формат в России, его быстро начнут копировать, – объясняет он. – Из однообразия рынка сложно выйти. А если сделать что-то другое, есть риск быть непонятым публикой». В Грузии же копировать чужие форматы нет смысла: заведений мало и потребитель заинтересован в новых местах, напитках и сервисе.
«Я стою за стойкой в своей кофейне, и очень радует, что заходили уже почти все ребята из местного кофейного сообщества попробовать, познакомиться и поддержать новый бизнес. Есть ощущение, что ты попадаешь в большую семью и нет даже намека на конкуренцию, – делится Денис. – Гости также позитивно настроены к появлению новых мест в Тбилиси: потребитель здесь максимально открыт к новому продукту и общению. Он приходит не диктовать свои правила, а обращается к тебе как к профессионалу, знающему свой продукт».
Несмотря на лояльность тбилисской аудитории, по большей части ее составляют переехавшие в Грузию граждане бывшего СНГ. Как Денис уже упоминал, у коренного населения развито потребление кофе из турки или «3 в 1». Грузинов в BNKR SPECIALTY COFFEE приходит мало, а те, что заглядывают, – часто не местные, а те, кто давно переехал в Европу или США.
Помимо отличающихся предпочтений в кофейных напитках, Денис отмечает еще один фактор, из-за которого местные жители реже посещают спешелти-заведения: это стоимость кофе, которая заметно выше цен в других заведениях.
Для сравнения в среднем в ресторанах и кафе разной ценовой политики бокал вина может стоит от 4 до 8 лари, бутылка пива – около 6 лари, чашка кофе – около 5 лари. Средняя стоимость черного кофе в спешелти-заведениях составляет 6–8 лари, молочных напитков типа капучино или латте – от 10 до 15 лари.