Бизнес-кейс «Даблби экспресс»: новый виток развития и вендинги со спешелти-кофе
Теперь спешелти-кофе можно выпить не только в кофейне. Поговорили с директором по продуктам «Даблби» и фаундером стартапа «Даблби экспресс» Дмитрием Корюкиным о тенденциях рынка, доступном качестве напитка в автомате и стоимости франшизы.

Автор: Алиса Абаева

10.03.2024
Производитель вендинговых автоматов для напитков на основе кофе, чая и какао «Даблби Инновации» (юридическое лицо, также входящее в группу «Даблби», как и торговая марка «Даблби Экспресс») привлек 11 млн ₽ от частной инвестиционной компании Startech и венчурной студии Rocket Founders. «Даблби Инновации» – подразделение группы компаний «Даблби», которая объединяет сеть кофеен с одноименным названием, ресторан «География», обжарочный цех и учебный центр «Академия Бариста». Подразделение было открыто в 2022 году и представляет собой структуру, специализирующуюся на инновационных подходах к приготовлению кофейных напитков, чая и какао. Мы поговорили с Дмитрием Корюкиным, директором по продуктам «Даблби» и основателем стартапа с вендингом, о проекте и планах на будущее.

Фото: Дмитрий Корюкин

Идея и деньги
Идея сделать сеть вендинговых автоматов со спешелти-кофе появилась у нас примерно 2,5 года назад, когда мы в «Даблби» начали изучать возможности в этой нише, вдохновленные чувством здорового авантюризма и осознанием потенциала сочетания продукта, технологий и запросов рынка. Как только нашли такую возможность через анализ существующей ниши, ее слабых сторон, появляющихся технологий и тест-гипотез – приступили к реализации.

Инвестиции в размере 11 млн ₽, которые удалось привлечь, направим на закупку оборудования, модернизацию телеметрии, расширение собственной операционной логистики и привлечение дополнительного персонала. Расширение ассортимента подразумевает улучшение функционала оборудования. Поскольку современное оборудование для работы на кофейном концентрате едва превышает начальный уровень, перед нами стоит одновременно интересная и сложная задача. В целом мы столкнулись с проблемами застойной ниши вендинга, где устоявшиеся правила игры всегда ставили качество на второй план в пользу маржи поставщика, а цены для покупателей, как правило, оставались завышенными. По моему мнению, это привело к стагнации сегмента и его низкой инвестиционной привлекательности. Мы уверены в возможности задать новый вектор как предложения, так и потребления в этой нише. К тому же, у этой концепции есть большой потенциал для выхода на международный рынок, особенно в Азии и странах MENA (Ближний Восток и Северная Африка. – SC). Все проекты развиваются поэтапно. Это один из пунктов дорожной карты «Даблби».

Фото: Дмитрий Корюкин

Продукт и автомат
Мы используем спешелти-кофе из Бразилии, региона Минас-Жерайс. Это наше финальное решение для начального этапа проекта, но не окончательное. Изначально мы попробовали готовить напитки на сложном, интересном кофе, перепробовали много вариаций. Вопрос выбора сырья – комплексный, и пока я считаю, что использовать кофе со сложным вкусовым профилем крайне неразумно. Делать напитки на Кении или Колумбии пока нет смысла.

Мы выбрали относительно спокойный старт: кофейная классика, а также напитки на основе чая. Со временем будут добавлены вариации авторских напитков от «Даблби».

Вместо заварочного блока эспрессо в вендингах используют новую технологию кофейного концентрата, которую пересобрали наши партнеры из CoolBrew. Ребята владеют технологией. Мы с ними очень плотно работаем, экспериментируем. Они делают для нас концентрат, мы обжариваем для них кофе.

Изучив существующие продуктовые решения на рынке, я могу с уверенностью сказать, что за этим форматом будущее ниши. Вендинговый автомат, который мы используем, – это базовая китайская машина с нашими физическими и программными модификациями. В России пока собирают только морально устаревшие вендинговые машины с кнопочным функционалом. Наша отличается от конкурентов формой основного продукта, концентратом и соответствующим технологическим решением. Преимущества нашего продукта заключаются в скорости, качестве и стабильности работы.

На данный момент цена одной полностью готовой к эксплуатации машины составляет 497 тыс. ₽. Расчетная окупаемость в модели «5/2, офис, 40 напитков в день» – около 1,5 года.

Фото: Дмитрий Корюкин

Масштаб
Сейчас наши вендинговые автоматы установлены в бизнес-центре «Башня ВТБ» в «Москва-Сити», в клубе виртуальной реальности Portal VR и в центральном офисе «Мосгортранса». Выбор мест, в которых мы будем устанавливать вендинги, происходит через тесты гипотез. С момента первой установки мы смело пробуем абсолютно разные локации. Два ключевых правила: установка indoor и целевой трафик.

В наших планах – установка 100 единиц оборудования в течение года и до 400 машин – к 2026 году: как самостоятельных, так и в рамках франшизы. Этот формат оказался очень востребованным после нашей первой презентации на PIR Expo в 2023 году. Мы практически упаковали наше предложение по франшизе. Первый год это будет Москва, после стабилизации всех операционных процессов двинемся дальше. Цена франшизы – это стоимость машины, 5% роялти и адекватный паушальный взнос.

Я считаю, что будущее – за хорошим кофе в вендинге в целом. Именно поэтому мы и решили войти в этот проект. Одна из его глобальных целей полностью соответствует подходу компании «Даблби»: мы задаем новый вектор потребления в сегменте, на этот раз в области вендинга.