По данным МВД Казахстана, за первые три квартала 2022 года
в страну въехали более 1,66 млн россиян, выехали – 1,64 млн. Из них более 8 тысяч человек получили индивидуальный идентификационный номер (ИИН).
Спикеры, которые участвовали в создании статьи, отмечают, что со значительным увеличением потока приезжих в этом году местная кофейная культура стала развиваться стремительно: россияне активно делятся опытом и впечатлениями с казахстанскими коллегами. Также резко выросла популярность черного кофе – фильтра, или батч-брю. Новых заведений релоканты пока не открыли, но уже активно изучают локальный рынок.
«Кофейная культура [в Казахстане] слабо развита, нам есть к чему стремиться, – делится мнением бренд-шеф сети кофеен Vanilla в Алматы Георгий Шуваев. – Да, все вдохновляются опытом зарубежных стран, но сейчас уровень примерно такой, как был в Москве в 2005 году».
При этом каждая кофейня в Алматы и Астане старается внести свой вклад в развитие рынка и привить гостям любовь к качественному кофе. Сооснователь сети Flask Coffee (Алматы) Жанна Цой рассказывает, что при открытии их первой кофейни два года назад ребятам приходилось рассказывать, что такое спешелти, практически каждому гостю. Сейчас ситуация улучшилась и посетители начинают понимать, что кофе можно пить без молока и сахара, что черный кофе может быть вкусным.
«Наши гости ценят зерно высокого качества, – рассказывает шеф-бариста сети Big Apple (Алматы и Астана) Алексей Комардин. – У нас с самого начала был только спешелти, и гости привыкли к особенному вкусу кофе».
В Астане понимание о кофе вообще только-только начинает складываться. Операционный директор сети кофеен и обжарочных Master Coffee Руслан Дияров говорит, что в их кофейнях бесплатно подают батч-брю к завтракам по будням, чтобы гости начали погружаться в мир черного кофе. Кстати, чашку можно пополнять сколько угодно – это бесплатно.
«Существенный минус в том, что все спешелти-кофейни Алматы находятся в одном районе, их можно обойти пешком за день, – отмечает шеф-бариста кофейни Julius Илья Орлов. – Хотелось бы, чтобы их было больше вне “кофейного” района. Но зато точно могу сказать, что все ребята очень хорошо знают, с каким продуктом работают».