Задайте свой вопрос!Telegram
Phone
WhatsApp
Разбор: что происходит с кофейным оборудованием на российском рынке
Проблемы с поставками импортного оборудования, зависимость от курса, увеличение стоимости технического обслуживания, появление серого рынка запчастей – Stream Coffee разобрался, с какими трудностями сталкиваются владельцы кофейных заведений

Автор: Анастасия Калинина

19.07.2022
Что произошло
Весной этого года владельцы многих российских заведений, в особенности кофеен, задались важными вопросами, без которых невозможна работа их проектов: как теперь обслуживать оборудование, как будут обстоять дела с комплектующими и как ввозить их в Россию в текущих условиях?

Stream Coffee пообщался с представителями заведений и основными игроками на рынке оборудования и выяснил: дефицита профессиональной техники пока нет, однако многие владельцы кофеен и дистрибьюторы рассказывают о сложностях поставок тех или иных комплектующих.
Позиция производителей оборудования
Бренд Sanremo (Италия)
Где стоят машины бренда: FLIP, «Человек и пароход», Remy Kitchen Bakery, Point 242, «Синкопа», «93 Градуса», Sibaristica Coffee Roasters/Midi Modi/Espresso Bike/Coffee Racer (Санкт-Петербург), «Верхушка кофе» (Нижний Новгород) и др.

Алексей Рожков, совладелец компании-дистрибьютора Sanremo в России: «Февральская ситуация наложила отпечаток на рынок. Сейчас какие-то позиции отсутствуют. Но есть и хорошие новости: с июля и до конца 2022 года у нас расписан график, какой ассортимент и какое количество машин мы получим с фабрики. Где-то 85% ассортимента у нас в наличии, этого количества хватает для обслуживания всего парка машин. Но то, чего не достает (15%), идет в Россию уже в ближайшей поставке.

Цены мы не поднимали. В этом году у нас ценообразование складывалось так: наш прайс-лист всегда был в евро, таковым мы его и оставили. Единственное, в начале года фабрика подняла цены на кофемашины примерно на 5–7%. Соответственно, свой прайс в евро мы подняли на столько же.

Логистика стала дороже, сложнее и длиннее. Но повышать цены, исходя из данной ситуации, мы не собираемся.
К тому же из-за сложившихся проблем оборудования будет немного, а людям нужно будет экономить. Кризис закроет какие-то кофейные точки, а владельцам нужно будет продавать свое оборудование, поэтому все это будет перепродаваться.

Мы не ставим машины в аренду, только продаем. Однако наши хорошие крупные партнеры имеют возможность взять машины на какое-то мероприятие (выставка, промоушен, презентация, дегустации и так далее). В каких-то случаях это платно, в каких-то – на бесплатной основе.

Что касается обслуживания, то тут наша политика не отличается от принципов других компаний. Правда, у нас есть два конкурентных преимущества:

  1. Принцип «изи-сервис», на котором построены все мультибойлерные машины: то есть в случае ремонта и обслуживания все делается легко и быстро.
  2. Все наши бойлеры на машинах Opera, Cafe Racer, Cube сделаны из пищевой нержавейки, коррозии не происходит.
На всех машинах, перед тем как их установить, мы делаем полную предпродажную подготовку. Клиент сам решает, будет ли он сотрудничать с нами или заключит договор с другой компанией. Наши компании-партнеры, работающие с нами на аутсорсинге, решают все вопросы гарантийного и постгарантийного обслуживания».

Источник: предоставлено пресс-службой Sanremo

Бренд Slayer Coffee Machines (США)
Где стоят машины бренда: Surf Coffee, «Ерна», ABC Coffee Roasters, «Гурманика», «Чашка кофе», Double B, CupCup (Баку, Азербайджан), Probarista (Алма-Ата, Казахстан), Atyrau Coffee Roasters (Атырау, Казахстан) и др.

Павел Шестаков, руководитель продаж Cocar – официального дистрибьютора Slayer Coffee Machines в России и странах Таможенного союза: «На данный момент поставки напрямую из европейских стран в Россию по ряду кодов ТН ВЭД (классификатор товаров, используемый при проведении таможенных операций декларантами и таможенными инспекторам. – Прим. ред.) запрещены, в том числе по кофемашинам и запчастям к ним. Поставки идут через третьи страны (редакция Stream Coffee запросила информацию о том, какие это страны, но компания считает это конфиденциальной информацией. – Прим. ред.).

Наша компания поставляет кофемашины и обеспечивает гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание. Оборудование данного уровня в аренду не ставится, поскольку является осознанной и просчитанной инвестицией предпринимателей в бизнес для получения дохода, а также страхованием от обесценивания вложенных средств. Для форматов «попробовать свои силы» или «закрыть позицию в меню» используют кофемашины с низкой начальной стоимостью и быстрой амортизацией (уменьшение стоимости оборудования за счет его износа. – Прим. ред.), в том числе бытовые машинки.
Что касается поднятия цен и нынешнего кризиса, то рублевая стоимость на данный момент такая же, как и год назад, евровая – выросла в связи с ростом отпускных цен с завода и удорожанием логистической цепочки (насколько поднялась стоимость на машины, в компании не говорят. – Прим. ред.).

Чем дороже оборудование, а соответственно, его комплектующие и узлы, тем дешевле стоимость сервиса за весь период эксплуатации, а сам этот период больше. Для таких машин, как Slayer, регламентного профилактического обслуживания (как с автомобилями) вполне достаточно для того, чтобы не возникали отказы в работе и необходимости вызова мастера. У нас есть собственная сервисная служба, поддержка, которая обеспечивается по всем странам.

Сейчас команда Slayer создала на своем сайте карту, где будут указаны все кофейни в мире, где стоят наши кофемашины. Если вы владелец Slayer, можно добавить свою кофейню на карту, чтобы путешественники знали о вас».
Бренд NC (Россия)
Где стоят машины бренда: «Аппо», Surf Coffee, «Территория кофе», Coffee Like, «Бариста сервис»/«Кофефорния» (Сочи), «Бариста сервис» (Анапа), Gradient (Новороссийск), Znak Coffee Roasters (Белгород) и др.

Александр Смирнов, соучредитель компании NC: «На текущий момент мы не можем сказать, что испытываем трудности с запчастями (например, что они не приезжают или не поступают на территорию России). Проблемы, конечно, есть, но они решаемы. Сейчас мы выстраиваем новые логические цепочки.

Увеличился срок поставки, но нам повезло: до кризиса мы заказали большой объем запчастей, поэтому 20–30 машин уже сейчас лежат в запасе на складе (35% запчастей компания закупает в Италии. – Прим. ред.). Также увеличился срок поставок, но это тоже объективно – из-за нового ключа логистики он не сформирован до конца.

Кризис коснулся нас напрямую, но скорее отразился даже положительно: из-за сложной логистики (это касается не только запчастей, но и торгового оборудования в целом) мы на хорошей волне с точки зрения продаж, реализации продукта и так далее. Надеемся, что она превратится в постоянную.

Что касается поднятия цен, то да, оно было. Валютные скачки отразились на нас напрямую, так как комплектующие мы закупаем в Италии в евро. На данный момент европейская валюта падает, поэтому будет пересмотр цен с точки зрения себестоимости продукта и снижения отпускных розничных расценок. Сейчас мы обрабатываем стоимость в ручном режиме. Правда, снизить цены на 30% мы не можем. Появилась новая проблема: выросли производственные издержки, не касающиеся Италии. Подорожал металл, увеличилась стоимость работ, так как станки нужно обслуживать.

В сам кризис на выставке Coffee Tea Cacao Russian Expo 2022 (прошла в середине мая в Москве. – Прим. ред.) мы представили нашу вторую модель мультибойлер, который уже набирает обороты в продажах. Мы плотно занимаемся расширением продуктовой линейки и пока не хотим останавливаться. Кризис подстрекает двигаться, потому что иностранный производитель с рынка так или иначе уходит, сложно едет или подорожал. В этой ситуации мы можем регулировать цены, находясь здесь, в России, и иметь неплохую отпускную стоимость продукта.

Появился большой интерес к нам. На данный момент мы проходим тестирование в крупных компаниях, что дает понимание – для рынка мы необходимы. Если сложится так, что мы останемся условно единственной компанией, предоставляющей кофейное оборудование, то глобально не справимся, наши объемы (10–15 кофемашин в месяц) не позволяют это сделать даже при желании производить больше единиц техники.

Мы не сдаем машины, только продаем. Их можно встретить в 15–20 крупных городах России: от Москвы и Санкт-Петербурга до Новосибирска и Сочи».

Источник: предоставлено пресс-службой NC

Новые вызовы перед кофейнями
Техническое обслуживание
«Для обслуживания кофемашин детали в России пока есть, но скоро они закончатся. Технический осмотр необходимо делать раз в год, до конца этого года мы проработаем стабильно, но что будет дальше – неизвестно. Базовые расходники типа резинок для групп можно использовать сторонние. Без технического осмотра машина спокойно будет работать хоть еще год, два или три, но риски поломки кратно возрастают. Закупать новые кофемашины мы пока не планируем, – рассказывает сооснователь кофейни «Кооператив Черный» Дмитрий Заботнов. – На производство мы купили кофемашину недавно и пока не обслуживали. В кофейне в Лялином переулке у нас очень хорошая дорогая машина Slayer Espresso 3gr и Victoria Arduino One Prima 1gr – на производстве. Обе у нас в собственности. Технический осмотр мы делаем раз в год, и за все время, что используем машины, было только пару легких поломок. И то они не мешали работе, например, паровик начал подтекать (но есть второй) или на одной группе начала скакать температура (но есть еще две)».

«В наших проектах стоят разные машины: La Marzocco Modbar, La Marzocco KB90, Astoria Storm Profilo, Victoria Arduino Eagle One, Victoria Arduino Eagle One Prima, Eversys, La Cimbali M200, – говорит бренд-бариста ресторанного холдинга GT Group и сертифицированный тренер Виктория Ровенская. – Предпочтения по кофемолкам отдаем Nuova Simonelli Mythos One и Mahlkoenig EK43. Сейчас в наших заведениях машины в собственности, но ранее в нескольких проектах мы пользовались арендой. Она удобна тем, что сервис лежит на арендодателе. Для машин в собственности нужно самостоятельно проводить ТО, а найти хороших мастеров достаточно сложно. У нас есть компании, с которыми мы сотрудничаем, пока проблемы возникли только с тэнами (нагревательный элемент в бойлере. – Прим. ред.) La Marzocco Modbar, в остальном все в достатке».
Запчасти
Вопрос с запчастями в маленьких кофейнях, как в «Кооперативе Черном», не стоит. Этот аспект больше касается сетевых проектов, однако и в таких заведениях проблем с этим пока нет.

Так, в ресторанной группе GT Group Галактиона и Элины Табидзе насчитывается почти десяток заведений (кондитерские Atelier de Tartelettes и Lila, пекарня Valiko, рестораны Alice, Lila Asia, Lila Pastry и др.), в каждом проекте используют разные кофемашины, среди которых La Marzocco, Astoria, Victoria Arduino, La Cimbali, Eversys – запчасти для них в основном закупаются у официальных представителей. При этом используется сервис компаний, которые продали машины. Однако не у всех есть запчасти, а прибегать к аналогам в компании не думают.

«Мы и дальше будем стараться работать только с официальными представителями, иначе получится как в поговорке “Скупой платит дважды”, – делится планами Виктория Ровенская. – Пока особых проблем не возникало и, по данным коллег по цеху, все можно привезти. Мы закупаем оборудование под проект и докупаем в случае необходимости. Нет надобности скупать лишнее».

В еще одной сети – Mátes – стоят машины La Marzocco Linea Classic EE, закупки которых делают в компании «Территория кофе».

«На данный момент проблем с покупками мы не наблюдали. Запаса запчастей у нас нет, единственное – есть запас кофемолок. Необходимые замены расходников производим после ТО оборудования через проверенных мастеров. Цены на обслуживание выросли на 20–25%, этот рост заметен и ощутим», – отмечает главный бариста Mátes Дмитрий Удовенко.

Источник: предоставлено пресс-службой Mates

Если ситуация не изменится
Игроки рынка отмечают, что глобально повлиять на ситуацию невозможно, можно лишь предпринять какие-то меры. В ресторанной группе Галактиона и Элины Табидзе считают, что ситуация будет меняться: «Мы всегда подстраиваемся под текущие реалии. Трудности позволяют находить новые каналы работы и новые продукты», – говорит Виктория Ровенская.

«Будем искать любые легальные способы работать с качественным оборудованием и качественным обслуживанием. Так как мы не сеть, для нас это не составит большой проблемы. Найти и привезти запчасти для двух кофемашин и двух кофемолок можно, пока открыты границы», – подводит итог Дмитрий Заботнов.

Такого же мнения придерживаются и в Mátes: «Если ситуация не изменится или будет ухудшаться, будем искать другие возможности покупки оборудования, проверенных мастеров по обслуживанию техники, ну и, конечно, грамотно следить и ухаживать за всей техникой», – утверждает Дмитрий Удовенко.
Выводы
Пока на рынке еще есть определенное количество машин и запчастей для них, но владельцы не теряют время и уже сейчас ищут новые пути логистики. Из-за более сложной цепочки доставки растет и финальная стоимость кофейного оборудования – от самих машин до комплектующих запчастей. Но это не заставляет владельцев заведений отказываться от использования только качественного оборудования проверенных брендов.

Кроме того, компании-производители и дистрибьюторы кофемашин отмечают появление вторичного рынка запчастей, который с каждым днем будет расти.