Бизнес-кейс co.fado: зачем открывать кофейню в новом ЖК
Согласно статистике, количество кафе и ресторанов в новых ЖК и уже заселенных комплексах в 2023 году в среднем составляет 4–5 единиц на тысячу квартир, что на 30–50% больше, чем в допандемийном 2019-м. Стоит ли вкладываться в локальные заведения в современных реалиях? Узнали у основателя кофейни co.fado Давида Даниеляна

Автор: Оля Астахова

10.12.2023
Блиц
Если говорить о кофе: цена или качество?
Сложный вопрос для меня. Я слишком долго в кофейной индустрии. Скажу так. Я знаю многих молодых бариста с горящими глазами, которые пропагандируют экспериментальные сорта и альтернативные методы заваривания. И на гостей, заказывающих обычный капучино, смотрят как бы свысока. Это неправильно. Все мы разные, у нас разный опыт и разная напробованность. «Идеальная чашка» у каждого своя. Поэтому, говоря о цене и качестве, если кто-то хочет открывать Cofix, пожалуйста, берете франшизу, если есть деньги. Но эта история не про кофе. Можно ли на этом заработать? Да, можно. Сделал бы я так? Нет, не сделал бы.

Открывать ли кофейню сейчас?
Я бы не ставил вопрос так. Мы живем в эпоху рыночной экономики, и в ней найдется место для каждого. Как для владельцев кофеен, куда приходят за кофе как за топливом. Так и для тех, кто делает места, которые дарят новые вкусовые впечатления. Первые хотят заработать, максимально снижая себестоимость и повышая маржинальность. Вторые открывают кофейни, потому что у них горит сердце. Оба сценария имеют право на существование. Но мне все-таки ближе второй вариант.

В чем сила co.fado?
В страсти к своему делу. Когда действительно любишь то, что делаешь, вкладываешь душу в каждую деталь: от качества кофе до общей атмосферы заведения. И у нас в кофейне именно так.

Основатель co.fado – Давид Даниелян

О проекте
​​Кофейня co.fado открылась летом 2023 года в новом жилом комплексе «Ривер Парк Коломенское» на берегу Москвы-реки в южной части столицы. Здесь все пропитано курортной атмосферой: широкая набережная, обилие зелени, расслабленный ритм жизни вдали от шумного центра. Все это нашло отражение в co.fado: высокие панорамные окна, морские оттенки в интерьере, завтраки целый день и напитки на спешелти-зерне.
Опыт
Моя кофейная история началась в 2003 году, когда я устроился на работу в «Кофеманию». Прошел обучение на бариста, участвовал в чемпионатах как российских, так и международных. За эти годы получил бесценный опыт. В какой-то момент понял, что созрел для собственного заведения. Так в 2009 году появился мой первый проект: кофейный остров в одном из московских ТЦ. Кофе я закупал у своего знакомого обжарщика, как сейчас помню – по 230 ₽ за килограмм. Удивительная цена, если сравнивать с нынешними. Это не был какой-то особенный спешелти, просто хорошее, качественное зерно. Точка быстро стала успешной, у нее появилась собственная фабрика-кухня. Она, кстати, существует и сейчас, но по ряду причин я давно вышел из этого бизнеса.

Популярность кофе в России набирала обороты. В 2020-м я открыл кофейню недалеко от станции метро «Курская» в формате to go. Это было небольшое заведение на улице с активным пешеходным трафиком, все шло хорошо, но случилась пандемия… И, чтобы не потерять вложения, кофейню пришлось продать.
Концепция
При открытии нового места у меня не было какой-то концепции в голове.
Хотелось современную кофейню с хорошим спешелти. Нашелся инвестор. И начались поиски локации.

Помещение выбирали несколько месяцев, смотрели и центр, и спальные районы. Когда я попал в «Ривер Парк Коломенское», понял – оно. Во-первых, это современный жилой квартал с красивой благоустроенной территорией, длинной набережной и видами на Москву-реку. Честно, мне самому захотелось тут жить. Во-вторых, помещение оказалось идеальным по размеру, техническим характеристикам и доступной арендной ставке.

Источник: соцсети кофейни co.fado

Концепция появилась именно благодаря локации: близость воды навеяла воспоминания о Португалии. Название co.fado состоит из двух слов: coffee и fado. Фаду – особый стиль музыки, рожденной в Лиссабоне и считающейся одним из символов страны. Музыка и кофе – две вещи, с которыми неразрывно связана моя жизнь. Португальские мотивы нашли отражение в интерьере: сочетание синих морских оттенков со светлыми тонами. Для гармоничной и теплой атмосферы добавили стеновые панели из дерева и живые растения в больших кадках. Панорамные окна тоже работают на морскую тематику. А вечерами у нас потрясающие закаты.

Наша основная аудитория – жители «Ривер Парка Коломенское». Мы открываемся в 08:00 в будни и в 09:00 – в выходные. К нам приходят молодые мамы с колясками, семьи с детьми (кстати, для них есть специальное детское меню), молодые ребята, которые работают на фрилансе. А еще мы дог-френдли. Частое общение с посетителями помогает лучше узнавать их потребности и эффективно корректировать работу.

Акцент в меню сделан на завтраках, которые подаем в течение всего дня: каши, сырники, омлеты. В основном разделе – comfort food, повседневные блюда в необычных интерпретациях. Меню меняем каждые несколько недель. Так как больше 50% наших гостей – постоянные, их нужно чем-то удивлять.

Источник: соцсети кофейни co.fado

Зерно покупаем у «Сова Coffee Roasters». У них широкий выбор и вменяемые цены. Готовим как классику, так и авторские напитки, предлагаем альтернативное молоко. Недавно у нас появился матча от Matcha Forest. Конечно, в связи с последними мировыми событиями цены пришлось поднять, но сейчас мы собираемся вводить гибкую систему лояльности – это поможет компенсировать подорожание для гостей.
Открытие
Весь процесс рождения co.fado занял 10 месяцев. Переговоры с инвестором о проекте начались еще в ноябре 2022 года. В январе активно взялись за поиски помещения. В феврале нашли «Ривер Парк», договор заключили в конце марта. После чего стартовали ремонтные работы. Кофейня открыла свои двери в августе 2023 года.

Главная проблема, с которой пришлось столкнуться, – постоянное повышение цен в связи с нестабильностью рубля. Бюджет раздувался от месяца к месяцу. Допустим, в плане у нас были строительные материалы по одной цене, а через неделю, когда мы стали их закупать, цена взлетела в два раза.

Следующая проблема – сроки. Причем это касается не только ремонта, но и бюрократических моментов. Сбор и регистрация документов – трудоемкий этап. Зарегистрировать кассовый аппарат в налоговой, встать на учет в фондах, получить согласование с пожарной инспекцией и СЭС, заручиться разрешением местной администрации (один из основных вопросов – монтаж вывески на фасаде). Как только этот этап пройден, можно считать, что ваша кофейня уже почти открыта.

Покупка кофейного оборудования – также большой стресс для бюджета. Нам с этим повезло. Оборудование у нас в лизинге, взяли качественную технику у хорошего знакомого по очень выгодной цене.

И последняя сложность – это поиск персонала. Согласно последнему исследованию Hh.ru, спрос (вакансии) в 2023 году значительно превышает предложение (резюме) и соответствует весне 2021-го – периоду острого дефицита специалистов на рынке. Нам пришлось задействовать стороннюю HR-компанию и значительно повысить зарплатные ставки.

Изначальный бюджет запуска был 5 млн ₽. В итоге он увеличился до 9 млн ₽. Причем половина из этой суммы ушла именно на ремонт.
Трафик и маркетинг
Нам хватает трафика ЖК. Это большой комплекс, но заселен он еще не до конца, так что есть шанс, что дальше будет только больше гостей. Трафик в летне-осенний период был очень хороший. С наступлением холодов чуть ослаб, но не критично. Чтобы чувствовать себя уверенно, за день нам нужно минимум 70 заказов со средним чеком 1 100–1 500 ₽.

Без таргета в популярных соцсетях продвигать рекламу стало сложнее. Но мы забрасываем информацию о себе в районные чаты. Сарафанное радио тоже работает.
Планы на будущее
Планы на ближайшее будущее – наладить все процессы. Пока все идет в графике развития, даже с некоторым опережением. Обычно срок окупаемости при положительной постоянной динамике для таких проектов составляет 1,5–2 года. Это при невысоких показателях. Но в нашей ситуации, скорее всего, окупаемость может произойти и за 7–9 месяцев.

Источник: Давид Даниелян

За недолгий срок работы нам удалось собрать классную команду мастеров своего дела, которые делают не просто хорошо – они творят. Поэтому хочется каждому члену команды дать возможность проявить себя, высказаться. Например, буквально на днях мы запустили стаканчики для напитков с рисунками моего сына. Будем продолжать такие личные истории.

Еще хотим развивать доставку, не только под брендом co.fado, но и в формате dark kitchen. Посмотрим, как все сложится. В наше время сложно загадывать.